Гимназия Новокаховского городского совета
Механизмы передачи и преобразования движения
(Урок технического труда в 7 классе с использованием ИКТ)
Подготовил
учитель технического труда
Новая Каховка 2012
Тема : «Механизмы передачи и преобразования движения»
Цели :
Ø ознакомить с видами механических передач; расширить политехнический кругозор учащихся и развивать их творческие способности на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук;
Ø воспитать желание овладевать знаниями;
Ø Развивать внимание и логическое мышление
Тип урока: комбинированный
Ход занятия
І. Организационный момент.
1. Проверка присутствия учащихся.
2. Проверка подготовки учащихся к уроку.
ІІ. Повторение изученного.
Что такое кинематическая схема?
Что на ней показывают?
( на кинематических схемах показывают только те части механизма, которые принимают участие в передачи движения)
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
В дальнейшем вы будете изучать новые механизмы и постепенно научитесь не только понимать сложные кинематические схемы, но и составлять их. Для этого надо знать назначение машин и механизмов.
IV. Подача нового материала.
Слайд-шоу:
"Механизмы передачи и преобразования движения" 1. Классификация машин. ( Слайд 3)
Механизмом называют устройства для передачи движения от одних деталей к другим или для преобразования движения одних деталей в движение других деталей.
Механизмы применяются в машинах. Машиной называют механизм, выполняющий работу, связанную с преобразованием и передачей энергии.
2. Виды передач. ( Слайд 4 )
Механизмы служащие для передачи и преобразования вращательного движения называют – механическими передачами .
А ) Ременные .
Ременная передача - это передача пи помощи которой можно передавать вращательное движение на значительное расстояние . В различных технических устройствах применяются круглые, плоские и клиновидные ремни. Применяют для снижения уровня шума и для плавной работы механизмов.
Состав ременной передачи ( Слайд 5 )
Виды ременной передачи ( Слайд 6 )
Почему плоскоремённую передачу назвали «ПЛОСКОРЕМЁННАЯ»? ( Слайд 7)
Почему клиноремённую передачу назвали «КЛИНОРЕМЁННАЯ»? ( Слайд 8)
Другие разновидности ремённых передач (Слайд 9 )
Б) Зубчатые.
Во многих механизмах для передачи вращательного движения между параллельными валами применяют зубчатую передачу. В ней усилие от ведущего вала к ведомому передаётся через зубчатые колёса. Передачу движения между валами, находящимися под различными углами друг к другу осуществляют при помощи конических зубчатых колёс. По форме зубьев различают несколько видов зубчатых колёс :
- Прямозубые передачи ( Слайд 10 )
- Косозубые передачи (Слайд 11)
- Конические передачи (Слайд 12 )
Червячные передачи (Слайд 13) состоят из червяка и червячного колеса.
В) Цепные передачи (Слайд 14 )
Эти передачи применяются для передачи движения между параллельными валами на незначительном расстоянии. Движение передаётся бесконечной гибкой цепью, которая зацепляется зубчатыми колёсами.
Г ) Фрикционные передачи ( Слайд 15 ).
Фрикционные передачи состоят из двух колёс, закреплённых на валах . Вращательное движение передаётся за счёт трения между ободьями ведущего и ведомого колёс.
Д ) Винтовые передачи ( Слайд 16 )
Винтовые передачи преобразуют вращательные движения винта в поступательное движение гайки и наоборот.
Е) Вариатор ( Слайд 17 )
3. Классификация передач. ( Слайд 18 )
Механизмы передач передают вращательное движение, изменяя только его скорость и направление. Механизмы преобразование движения изменяют скорость, направления и вид движения
V. Практическая работа .
Важной характеристикой каждой механической передачи является передаточное отношение ( u ) , определяемое по формуле
u = n1 / n2 ,
где n1 – частота вращения ведущего вала, а n2 - частота вращения ведомого вала.
Для ременных передач передаточное число выражается отношением диаметра ведомого шкива D2 к диаметру ведущего D1
u = n1 / n2 = D2 / D1
Задание : Вычислить скорость вращения ведомого вала ( шпинделя ) сверлильного ставка , если скорость вращения вала электродвигателя ( ведущего вала ) равна 3000 оборотов в минуту. Диаметры ведомого и ведущего шкивов замерять линейкой. Вариантов пять так как шкивы в сверлильном станке пятиступенчатые.
VI. Итог урока.
1. Закрепление изученной темы.
Вопросы для проверки ( Слайд 19 )
2. Оценивание
3. Уборка мастерской.