Цели и задачи:
Учебные:
1 .повторить способы разложения многочлена на множители;
2.правила квадрата суммы и разности двух выражений, разности квадратов
двух выражений, суммы кубов, разности кубов;
3.правила решения уравнений.
4. учить осознанно, различать формулы сокращенного умножения;
5. формировать умение применять их при алгебраических преобразованиях, реше
нии уравнений;
6.воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
7.применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
8.наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный мА
териал;
9.объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
10.закреплять и повторять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое и пространственное мышление, эрудицию, матема-
тически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
Воспитывающие:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать
товарищам.
Тип урока: урок - практикум.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель ставит цели и задачи урока, объясняет форму урока.
Сегодня мы совершим экскурсию в прошлое, взглянем на изучаемый материал с точки зрения ученых, которые жили тысячи и сотни лет до нас.
Эпиграфом послужат слова С. Ковалевской:
"У математиков существует
свой язык - это формулы". Слайд 2
Формулы сокращенного умножения древним китайским и греческим математикам были известны за много веков до начала нашей эры. Записывали их тогда - не с помощью букв, а словами и доказывали геометрически (только для положительных чисел). Пользуясь рисунком, объясняли, что для любых чисел а и Ь площадь квадрата со стороной а+Ь равна сумме площадей двух квадратов со сторонами а и Ь и двух прямоугольников со сторонами а,Ь. В найденных рукописях Евклида его работа «Начала» он рассматривал формулы сокращенного умножения, но трактовка была изложена в геометрическом виде.
З.Повторение теоретического материала, устные задания по данной теме (фронтальная работа с классом). Слайды №4,5.
Для успешного путешествия давайте повторим раннее изученный материал.
4. Отработка навыков и умений.
Однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Так вот, давайте и мы будем следовать совету писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим интересом. Ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
И сейчас мы начинаем наше путешествие в страну познаний.
Первый кто ответил правильно на поставленное задание, получает право открыть следующую ячейку. Но начну я. Итак, ячейка под №1.
Задание 1 - Поставьте в соответствии левую и правую часть, получившееся слово, прочитайте в обратном порядке. Слайд 7
Ответ - Прометей.
Прометей в греческой мифологии - один из титанов и его имя означает «предвидящий». Он похитил огонь с неба и научил людей пользоваться им. За это разгневанный Зевс велел приковать его к скале. Ежедневно прилетавший орел клевал печень титана. Поэтому образ Прометей стал символом человеческого достоинства и величия. Отсюда пошло выражение «прометеев огонь», т.е. священный огонь, горящий в душе человека
Задание 2 - представь в виде многочлена выражение, и узнай, как в древности назывались планеты. Слайд 8
Пироэйс - Марс Стилбон- Меркурий Фаэтонт - Юпитер Файнон - Сатурн Фосфорос - Венера
Задание 3 - Это интересно. Отгадывания задуманного числа. Слайд 9
Ученик, который открывал ячейку, загадывает число от 1 до 31, и говорит в каких столбцах, есть это число. Учитель отгадывает число и объясняет, как он это сделал.
Задание 4 -Верны ли равенства. Слайд 10
1)Нет; 2)Нет; 3)Да; 4)Да; 5)Да; 6)Да; 7)Нет; 8)Да; 9)Да.
Задание 5 -Открытие планет. Слайд 11
Представьте в виде многочлена выражения и узнайте порядок открытия планет
1 )Сатурн - 1610 год
2) Меркурий - 1639 год
3) Венера - 1761 год
4) Уран - 1781 год
5) Нептун - 1846 год
Задание 6 - Задача Пифагора. Слайд 12
Задание 7- Быстрый счет. Слайд 13
Ребята вы уже знаете формулы сокращенного умножения, и теперь можете применить их на практике, для быстрых вычислений.
1) 57
2) 1360
3) -267
Задание 8 - Найдите ошибки. Слайд 14
1) Вместо8у2 должно быть 16у2
2) Вместо 5Ох должно быть 10х
3) Вместо - бху должно быть +6ху
4) Вместо -54ас должно быть -108ас
5) Вместо -4х должно быть -2х
Задание 9 - Графический диктант. Слайд 15
Ребята, ответьте на вопросы да или нет. При ответе «да» нарисуйте отрезок, при ответе нет уголок. Каждый последующий ответ пририсовывайте к предыдущему.
Задание 10 - Тайная планета. Слайд 16
Долгое время одну из известных планет в период утренней и вечерней видимости греки считали двумя различными светилами. Упростите выражения и зачеркните названия планет, связанных с ответами. Оставшееся название позволит вам узнать, с какой планетой связано это заблуждение.
У Венеры есть периоды утренней и вечерней видимости: в древности считали, что утренняя и вечерня Венера — разные звёзды. Утренняя -Фосфорос, а вечерня - Геспер.
Задание 11- Решите уравнения. Слайд 17
1.х=0;±2
2.х=0;1/5
З.х=±2;3
4.х=5
5.х=0;±2;-3
Задание 12 - представьте в виде многочлена и, поставив соответствия в результате получите, имя знаменитого человека. Слайд 18
Ответ: знаменитый композитор - Бетховен.
Вы знаете, что каждый раз, прежде, чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот приём настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни
Задание 13 - Треугольник Паскаля. Слайд 19
Задание 14 - Это интересно. Цифровые стихи. Слайд 20
Одним из примет нынешнего века является необходимость оцифровывать любую информацию. Звуки и картинки почти полностью перебрались «в цифру», но это как-то до поры до времени обходило стороной поэзию, а зря. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух, иначе ничего не поймете — цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов. Цифровые стихи зародились в 2000 году.
Задание 15 - это интересно. Слайд 21
Изменив положение одной цифры, добейтесь, чтобы равенство 102=100 было верным.
Ответ: 102
Задание 16 - Примеры вариантов некоторых формул. Слайд 22
Также в нашей презентации есть странички с интересными фактами о великих людях. Слайды 23,24,25,26.
Домашнее задание: стр. 176(тестовые задания), стр. 177(задание 5-9_ повторить п. 18-20